Материалы координационного совета по охране труда от 18 июня 2019 года

Версия для печатиВерсия для печати

ПОВЕСТКА
заседания координационного совета по охране труда

18 июня 2019 года
Герцена, 2, г. Вологда

1. О текущем состоянии производственного травматизма в организациях Вологодской области и мерах по его профилактике.

Докладывает врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда  – главного государственного инспектора труда в Вологодской области (по охране труда) Власов Евгений Андреевич.

2.  Проблемы, возникающие при расследовании событий, произошедших с застрахованными от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при выполнении задания работодателя, связанного со спуском в колодцы подземных коммунальных сетей.

Докладывает начальник отдела страхования профессиональных рисков ГУ «Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» Первушина Ольга Сергеевна.

3. О финансировании мероприятий по охране труда в образовательных организациях Вологодской области.

Докладывают:

- главный технический инспектор труда Вологодской областной Федерации профсоюзов Киева Нина Валентиновна.

4. Ситуация по смертности от заболеваний сердца, в том числе на рабочем месте и мерах по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, проводимых на территории Вологодской области.

Докладывает начальник управления организации медицинской помощи и профилактики департамента здравоохранения области Пчелинцева Светлана Валентиновна.

5. О методических рекомендациях по разработке и внедрению в организациях Вологодской области  программ «нулевого травматизма».

Докладывает начальник Департамента труда и занятости населения области Белов Олег Михайлович.

 

Информация Государственной инспекции труда в Вологодской области
«О текущем состоянии производственного травматизма в организациях Вологодской области и мерах по его профилактике»

За период с января по 1 июня 2019 года в Государственной инспекции труда в Вологодской области зарегистрировано 16 несчастных случаев на производстве квалифицированных по итогам расследований как связанные с  производством, из них: 3 несчастных случая со смертельным исходом и 13 тяжёлых несчастных случаев.

Наибольшее количество несчастных случаев зарегистрировано в следующих видах деятельности хозяйствующих субъектов:

  • обрабатывающие производства - 6 несчастных случаев (5 тяжелых, 1 смертельный);
  • сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 4 несчастных случая (все тяжелые);
  • строительство - 4 несчастных случая (3 тяжелых, 1 смертельный);
  • транспорт  - 1 несчастный случая (смертельный);
  • операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 1 несчастный случай (тяжелый).

Наибольшее количество несчастных случаев с тяжёлыми последствиями произошло по следующим причинам:

  • неудовлетворительная организация производства работ - 7 несчастных случаев (6 тяжелых, 1 смертельный);
  • нарушение технологического процесса - 2 несчастных случая (1 тяжелый, 1 смертельный);
  • нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств - 2 несчастных случая (1 тяжелый, 1 смертельный);
  • конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования - 1 несчастный случай (тяжелый);
  • неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории - 1 несчастный случай (тяжелый);
  • неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест - 1 несчастный случай (тяжелый);
  • нарушение правил дорожного движения - 1 несчастный случай (тяжелый);
  • прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев - 1 несчастный случай (тяжелый).

Основными видами несчастных случаев, квалифицированными как несчастные случаи на производстве явились:

  • воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. - 5 несчастных случаев (4 тяжелых, 1 смертельный);
  • падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. - 4 несчастных случая (2 тяжелых, 2 смертельных);
  • падение пострадавшего с высоты - 3 несчастных случая (все тяжелые);
  • транспортные происшествия (на наземном транспорте) - 2 несчастных случая (все тяжелые);
  • воздействие  электрического тока - 1 несчастный случай (тяжелый);
  • повреждения в результате контакта с растениями, животными, насекомыми и пресмыкающимися - 1 несчастный случай (тяжелый).

Кроме того, в период  с января по июнь 2019 года в Государственной инспекции труда в Вологодской области зарегистрировано 11 несчастных случаев на производстве, квалифицированных по итогам расследований как не связанные с  производством, из них все со смертельным исходом (смерть вследствие общего заболевания, подтвержденная в установленном порядке соответствующей медицинской организацией).

Несчастные случаи, не связанные с производством, зарегистрированы в следующих видах деятельности хозяйствующих субъектов:

  • обрабатывающие производства - 5 случаев;
  • сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 3 случая;
  • здравоохранение и предоставление социальных услуг - 2 случая;
  • операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 1 несчастный случай.

Несчастные случаи на производстве со смертельным исходом:

1. Несчастный случай со смертельным исходом, происшедший 18 января 2019 года с работником ООО «Транс-М».

Краткие обстоятельства несчастного случая: водитель автомобиля, не опустив кузов после разгрузки, начал двигаться и задел балку строящегося моста, которая упала на кабину машины и придавила работника.

Причинами несчастного случая явились:

  • нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, выразившееся в движении автомобиля с поднятым кузовом, вследствие чего произошло столкновение с путепроводом и последующее обрушение его части;
  • отсутствие еженедельного непрерывного отдыха у работника;
  • допуск к работе работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный предварительный (при приеме на работу) медицинский осмотр и психиатрическое освидетельствование.

2. Несчастный случай со смертельным исходом, происшедший 13 апреля 2019 года с работником ИП Ляпаев И.В.

Краткие обстоятельства несчастного случая: работник поднялся на внутреннюю перегородку, упал с нее и был придавлен рухнувшим железобетонным прогоном.

Причинами несчастного случая явились:

- нарушение требований охраны труда при выполнении работ со стороны пострадавшего, выразившееся в том, что тот поднялся на каменную кладку стены внутренней перегородки и перемешался по ней.

3. Несчастный случай со смертельным исходом происшедший 27марта 2019 года с работником ООО «Кадуйский фанерный комбинат».

Краткие обстоятельства несчастного случая: ввиду того, что отсутствуют свидетели происшествия, предполагается, что машинист рубительной машины, не отключив работающее оборудование, убирал мусор и попал под транспортер.

Причинами несчастного случая явились:

  • нарушение работником требований безопасности при работе с оборудованием;
  • неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в отсутствии технической документации на оборудование, а также разработанной и утвержденной технологической карты производственного процесса, допуске к выполнению работ работника, не имеющего специального образования, недостаточном контроле со стороны должностных лиц за соблюдением требований охраны труда на рабочих местах.

По итогам расследования каждого несчастного случая, материалы расследования направлены в следственный комитет, для рассмотрения вопроса о привлечении лиц допустивших нарушения требований охраны труда к уголовной ответственности.

 

Информация ГУ – Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
«Проблемы, возникающие при расследовании событий, произошедших с застрахованными от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при выполнении задания работодателя, связанного со спуском в колодцы подземных коммунальных сетей»

Под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного(-ых) производственного(-ых) фактора (-ов), повлекшего временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Случаи острых профессиональных заболеваний подлежат расследованию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний».

В Положении предусмотрен порядок:

  • установления наличия профессионального заболевания;
  • расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания;
  • оформления акта о случае профессионального заболевания.

Учреждение здравоохранения, в которое поступил пострадавший, в течение суток обязано направить экстренное извещение об остром профессиональном заболевании работника в Управление Роспотребнадзора, и сообщение работодателю по установленной форме.

Управление Роспотребнадзора в течение суток со дня получения извещения приступает к выяснению обстоятельств и причин возникновения заболевания. Составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника по установленной форме и направляет в учреждение здравоохранения по месту жительства или по месту прикрепления работника.

Учреждение здравоохранения на основании клинических данных состояния здоровья работника и санитарно-гигиенической характеристики условий его труда устанавливает заключительный диагноз - острое профессиональное заболевание (отравление) и составляет медицинское заключение (в извещении указывается заключительный диагноз отравления, а также вредные производственные факторы и причины, вызвавшие отравление).

Работодатель обязан в течение суток известить страховщика (отделение Фонда) о случае отравления, в течение 10 дней с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания создать комиссию по расследованию острого профессионального заболевания, возглавляемую главным государственным санитарным врачом.

Комиссия проводит расследование и по итогам расследования составляет акт о случае профессионального заболевания.

В период с 2015 года в региональное отделение поступили сообщения о 8 случаях острых отравлений с 11 пострадавшими, из них 5 человек пострадали при спуске в колодцы. Акты о случае острого отравления направлены страховщику только по 3 из указанных застрахованных (27%). В 73% случаев акты не оформлены из-за нарушения порядка расследования.

Информация о случаях отравлений при спусках в колодцы:

  • ПАО «Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат», дата события 31.08.2017 г., двое пострадавших (потеряли сознание при производстве ремонтных работ на коллекторе перекачки промстоков);
  • МУП «Коммунальные системы», дата события 09.08.2018 г., один пострадавший (при работе в канализационном колодце почувствовал себя плохо и был поднят на поверхность без признаков жизни);
  • МУП ЖКХ «Федотово» Вологодского муниципального района, дата события 08.04.2019 г., двое пострадавших (потеряли сознание при ликвидации аварийной ситуации на канализационной насосной станции при откачке воды из приямка машинного зала бензиновой мотопомпы).

Региональное отделение столкнулось с такими фактами:

1. Несвоевременное проведение лабораторно-инструментальных исследований и экспериментов на рабочем месте (снижает возможность установить вид токсичного вещества, а, следовательно, назначить эффективное лечение пострадавшему);

2. Необоснованное затягивание составления санитарно-гигиенических характеристик (не позволяет поставить правильный диагноз);

3. Нарушение порядка расследования (лишает пострадавшего возможности получить правоустанавливающий документ, а, следовательно, страховое обеспечение; не позволяет работодателю разработать комплекс мер по безопасности труда в целях предотвращения повторения случаев).

Решение данной проблемы возможно только при межведомственном взаимодействии, усилении контроля за соблюдением требований охраны труда со стороны всех заинтересованных структур.

 

Информация Вологодской областной Федерации профсоюзов
«О финансировании мероприятий по охране труда в образовательных организациях Вологодской области»

В настоящее время, общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением, определены соответствующим приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 22 сентября 2015 года № 1040.

Мероприятия по охране труда и их финансовое обеспечение регламентируются статьями 212 и 226 Трудового кодекса РФ, действующим Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки России, соглашениями на региональных и муниципальных уровнях, Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней  профессиональных рисков, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года № 181н, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 22 сентября 2015 года № 1040  «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением», коллективными договорами и соглашениями по охране труда образовательных организаций.

Методика определения норматива затрат на мероприятия по охране труда для образовательных организаций отсутствует.

Учитывая сложившуюся ситуацию и затруднения работодателей (руководителей образовательных организаций) при определении объемов финансовых затрат на очередной календарный год для обеспечения условий и охраны труда работающих и безопасности образовательного процесса, специалисты отдела охраны труда и здоровья аппарата Общероссийского Профсоюза образования при участии членов Совета по охране труда и здоровья при ЦС Профсоюза подготовили рекомендации по расчету норматива затрат по охране труда на одного работающего в год в системе образования.

Данные рекомендации могут быть использованы при определении потребностей в финансовом обеспечении мероприятий по охране труда, при формировании предложений к разделам охраны труда в отраслевых соглашениях и соглашениям по охране труда в образовательных организациях; при оформлении заявок на выделение финансовых средств, необходимых для осуществления предупредительных мер, направленных на улучшение условий труда и безопасности учебного процесса.

Для реализации вышеуказанных законодательных и иных нормативных правовых актов в части финансового обеспечения, расходования средств на мероприятия по охране труда, а также расчета нормативов затрат по охране труда в образовательных организациях необходимо осуществить следующие шаги:

  • определить суммарные финансовые затраты по охране труда в целом на образовательную организацию с учетом всех работающих в организации;
  • определить составляющую финансовых затрат, выделяемых на безопасность образовательного процесса в расчете на одного обучающегося, для включения в государственное (муниципальное) задание;
  • обеспечить включение необходимых затрат по охране труда в состав субсидии, направляемой учредителем для образовательной организации на оказание государственной услуги;
  • обеспечить расходование полученных финансовых средств на целевые мероприятия, направленные на охрану труда и безопасность образовательного процесса, определенные при расчетах.

Порядок расчета нормативных затрат на оказание государственной услуги, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, установлен Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации и не отнесенных к иным видам деятельности, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2015 года № 104н.

При этом, затраты по охране труда могут быть отнесены к затратам на прочие общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги. Эти затраты на прочие общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги следует предусматривать с учетом требований п.6.5 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2015 года N 1040 и в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2017 года № 12-753 «О направлении перечня мероприятий по охране труда».

Для расчета норматива затрат по охране труда принимается условие, что в образовательной организации, независимо от ее организационно-правовой формы, на основании статистических данных, в среднем работает 48 человек.

Пример расчета минимально необходимых затрат по охране труда на одного работающего;
в целом на образовательную организацию;

на одного обучающегося  для включения в государственный (муниципальный) заказ

 

КОЛИЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ (условно)

500

человек

КОЛИЧЕСТВО РАБОТАЮЩИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

48

человек

 

Мероприятия по охране труда в соответствии с:

Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ (ТК РФ);
Приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н (в ред. Приказов Минтруда России от 20.02.2014 N 103н,от 16.06.2014 N 375н)

Затраты на 1 чел в год

Затраты на организацию в 1 год

1

Проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (1 раз в 5 лет).

500р.

24 000р.

2

Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда, и оценки уровней профессиональных рисков.

208р.

10 000р.

3.1

Проведение специального обучения руководителей, специалистов по охране труда, членов комиссии по охране труда, уполномоченных по охране труда в обучающих организациях (1 раз в 3 года, не менее 3-х человек).

100р.

4 800р.

3.2

Организация обучения работников, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов. Приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н.

100р.

4 800р.

3.3

Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

100р.

4 800р.

3.4

Проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

500р.

24 000р.

4

Оборудование по установленным нормам санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

208р.

10 000р.

5

Обеспечение наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

100р.

4 800р.

6

Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2% ФОТ) (ст. 212 ТК РФ)

625р.

30 000р.

7

Организация и расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

104р.

5 000р.

8

Проведение испытаний устройств заземления (зануления) и изоляции проводов электросистем зданий на соответствие требований электробезопасности

625р.

30 000р.

9

Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.

625р.

30 000р.

10.1

Проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров (ежегодно)

2 000р.

96 000р.

10.2

Проведение обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями (1 раз в 5 лет)

1 500р.

72 000р.

11

Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов (в т.ч. вывоз люминесцентных, ртуть содержащих элементов освещения, батареек), очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей. 

208р.

10 000р.

12

Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами.

208р.

10 000р.

13.1

Разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;

50р.

2 400р.

13.2

Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.

50р.

2 400р.

14.1

Приобретение и выдача специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

400р.

19 200р.

14.2

Приобретение индивидуальных средств защиты от поражения электрическим током (диэлектрические перчатки, коврики, инструмент).

25р.

1 200р.

14.3

Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.

25р.

1 200р.

15

Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами.

208р.

10 000р.

16

Проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

313р.

15 000р.

 

Мероприятия, учитываемые при необходимости  выполнения их в соответствии с коллективным договором.                                                         ( Приведенные в этой части таблицы суммы затрат условные)

Х

Х

18

Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.

21р.

1 000р.

19

Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.

21р.

1 000р.

20

Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.

21р.

1 000р.

21

Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием (в том числе управление открывания окон спортзалов с пола), технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.

21р.

1 000р.

22

Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов (например, системы кондиционирования, очистки воздуха, дополнительные  фильтры очистки питьевой воды и т.п.)

21р.

1 000р.

23

Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.

31р.

1 500р.

24

Реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах

833р.

40 000р.

 

Итог

9 755р.

468 240р.

Затраты (в финансовых средствах) по охране труда

на одного работающего в год

9 755р.

 

Затраты (в финансовых средствах) по охране труда

на одну организацию в год

 

468 240р.

Таким образом затраты (в финансовых средствах) по охране труда на одного работающего в год, составляют 9 755 руб., что коррелируется с МРОТ, устанавливаемого федеральным законодательством с января 2018 года, а на данный момент МРОТ составляет 11 280 руб.

Данная рекомендация содержится и в Отраслевом соглашении по государственным организациям сферы образования Вологодской области на 2019 – 2021 годы:

п. 9.3.1. При формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период вносить предложение в Департамент образования о ежегодном выделении средств на обеспечение безопасности образовательных организаций и охрану труда и здоровья работников и обучающихся в составе субсидий на выполнение государственных услуг (работ), оказываемых образовательными организациями, в расчете на каждого работающего не ниже установленной в Вологодской области одной минимальной заработной платы на соответствующий календарный год.

По данным управлений образования, председателей территориальных организаций, уровень финансовых затрат на мероприятия по охране труда в образовательных организациях растет.

Затраты на охрану труда в образовательных организациях

Сумма                затрат

     (тыс. руб.)

60 061,1

57 309,7

63 173,1

    84 550,0

Годы

2015

2016

2017

2018

Однако, отсутствует нормативный принцип финансирования мероприятий по охране труда для образовательных организаций.

Не утвержден правовой акт, определяющий порядок планирования затрат для финансирования конкретных мероприятий по охране труда посредством их включения в состав нормативных затрат на выполнение государственного (муниципального) задания по оказанию образовательных услуг, а при расчете субсидии на финансовое обеспечение выполнения этих услуг не учитываются требования и нормы приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. № 1040, в части «иных затрат, непосредственно не связанных с оказанием этих услуг, но без которых оказание данных услуг будет существенно затруднено или невозможно».

 В течение многих лет не решается вопрос о внесении в бюджетную классификацию отдельной статьи расходов на охрану труда (как это сделано для финансирования мероприятий по обеспечению пожарной безопасности).

Все эти застарелые проблемы в бюджетной сфере, в том числе в сфере образования, не позволяют реализовать в полном объеме мероприятия по обеспечению безопасности образовательного процесса.

В среднем по нашей области расходы на мероприятия по охране труда в расчете на одного работника образования составляют 2632 руб.  Это ниже общероссийского показателя - 3082 руб.

Подушевое финансирование  на ОТ в 2018 году

№ п/п

Районы

Всего тыс. руб.

На 1 чел. тыс. руб.

 

 

дата поступления

Численность работающих

1.      

Бабаевский

2711,9

6,2

437

2.      

Бабушкинский

1699,3

5

343

3.      

Белозерский

данные отсутствуют

491

4.      

Вашкинский

данные отсутствуют

237

5.      

Великоустюгск.

4932,1

2,4

2023

6.      

Верховажский

2138,9

4,6

461

7.      

Вожегодский

729,3

2,2

325

8.      

Вологодский

3346,1

3,8

880

9.      

Вытегорский

2543,0

3,9

647

     10.

Грязовецкий

данные отсутствуют

868

     11.

Кадуйский

870,9

2,7

325

     12.

Кирилловский

922,8

      2,4

385

     13.

Кич-Городецкий

1483,6

3,6

416

     14.

Междуреченский

419,7

2,3

182

     15.

Никольский

3010,6

3,9

767

     16.

Нюксенский

1275,1

3,9

324

     17.

Сокольский

4960,4

5

986

     18.

Сямженский

1360,2

5,9

232

     19.

Тарногский

1086,1

2,5

436

     20.

Тотемский

данные отсутствуют

532

     21.

Усть-Кубинский

данные отсутствуют

141

     22.

Устюженский

1340,5

2,9

464

     23.

Харовский

1514

4,7

322

     24.

Чагодощенский

1192,6

7,7

155

     25.

Череповецкий

2755,9

2,8

976

     26.

Шекснинский

1728,3

2,2

780

     27.

г. Вологда

8 214,4

1,5

5375

       28

г. Череповец

7623,2

3,1

2422

Пожалуй, самым проблемным остается вопрос обязательных медицинских осмотров работников образования, поскольку является наиболее затратным мероприятием по охране труда.

Согласно отчетам председателей территориальных организаций, информации поступающей из управлений образования, материалов проводимых мониторингов за последние четыре года отмечается увеличение финансовых расходов на проведение медицинских осмотров

Расходование средств на проведение обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований

Годы

2015

2016

2017

2018

 Сумма    (тыс. руб.)

34 641,2

36 353,9

43 534,0

      49 100,0

 Доля финансовых затрат на проведение медицинских осмотров работников образования составляет в среднем по Вологодской области 60% от общих финансовых расходов на мероприятия по охране труда.

Эта цифра превысила среднестатистический показатель по России, который равен 34%.

Рост финансовых затрат на проведение медицинских осмотров обусловлен, прежде всего, повышением стоимости медицинских услуг. Если раньше на проведение медицинского осмотра одного работника образования работодатель затрачивал 300-500 рублей, то сегодня стоимость медосмотра составляет 2 - 3,5 тыс. рублей на одного работника.

К сожалению, в условиях крайне недостаточного уровня (а порой отсутствия) финансирования мероприятий по охране труда ситуация с проведением медицинских осмотров работников образования в ряде территорий области остается напряженной. Отмечается изменение механизма оплаты медицинских осмотров, когда оплата производится в кредит на основании гарантийных писем с последующим погашением задолженности перед медицинскими организациями, либо из стимулирующей части фонда оплаты труда по заявлению работника с целью возмещения понесенных расходов.

В результате многочисленных обращений в Департамент образования Вологодской области, Департамент финансов Вологодской области, Законодательное собрание области, областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений и прокуратуру положение дел несколько улучшилось.

Несмотря на принимаемые меры, в ряде районов сохраняется напряженность, связанная с погашением задолженности работодателей перед медицинскими организациями за проведение медицинских осмотров.

Задолженность перед медучреждениями за 2018 год за пройденные медосмотры составляет 1 492 тыс. руб. Это Бабаевский район - 494,6 тыс. руб.,        Великоустюгский район - 745 тыс. руб., Устюженский район - 224,9 тыс. руб. и Шекснинский район - 28,05 тыс.руб.

В условиях экономических санкций и сокращения финансирования на образование, естественно, ухудшается и финансовое обеспечение мероприятий по охране труда образовательных организаций. Поэтому с особым вниманием нужно отнестись к вопросу дополнительного источника финансирования охраны труда, а именно – реализации прав на возврат 20% сумм страховых взносов из ФСС и использования их на охрану труда.

 В результате большой разъяснительной работы областной организации Профсоюза значительно возрос интерес руководителей органов управления образованием, профсоюзных организаций и администрации образовательных организаций к этому источнику финансирования, активизировалась деятельность образовательных организаций по возврату средств Фонда социального страхования России на осуществление затратных мероприятий по охране труда.

Возврат 20% страховых взносов ФСС

Годы

2015

2016

2017

2018

 Сумма    возврата

(тыс. руб.)

 

1 231,8

 

1 336,7

 

919,5

 

1 200,0

Количество образовательных организаций

108

119

89

114

Рекомендации руководителям образовательных организаций:

1. При формировании проектов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период вносить предложения в Департамент образования области, управления образований муниципальных районов (городских округов) о ежегодном выделении средств на обеспечение безопасности образовательных организаций и охрану труда и здоровья работников и обучающихся в составе субсидий на выполнение государственных услуг (работ), оказываемых образовательными организациями.

2. При оформлении заявок на выделение финансовых средств, необходимых для осуществления предупредительных мер, направленных на улучшение условий труда и безопасности учебного процесса использовать рекомендации по расчету норматива затрат по охране труда на одного работающего в год в системе образования Общероссийского Профсоюза образования.

3. Усилить контроль за возвратом 20% средств ФСС и обеспечить использование этого дополнительного источника финансирования на мероприятия по охране труда.

Считаем необходимым, поручить Департаменту труда и занятости области направить данные рекомендации в администрации муниципальных районов (городских округов) с целью доведения их до руководителей образовательных организаций.

Предлагаем в решение Координационного совета по охране труда включить:

1. Рекомендовать Департаменту образования Вологодской области:

1.1. При разработке проекта областного бюджета на соответствующий год обеспечивать выделение средств на обеспечение безопасности образовательных организаций и охрану труда и здоровья работников и обучающихся в составе субсидий на выполнение государственных услуг (работ), оказываемых образовательными организациями, в расчете на каждого работающего не ниже установленной в Вологодской области одной минимальной заработной платы на соответствующий календарный год; 

1.2.  Содействовать использованию подведомственными образовательными организациями в качестве дополнительного источника финансирования мероприятий по охране труда возможности возврата сумм страховых взносов (до 20%) на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма, в том числе на проведение специальной оценки условий труда, обучение по охране труда, приобретение СИЗ, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проведение обязательных медицинских осмотров.

1.3. Принять меры для погашения задолженности работодателей перед медицинскими организациями за проведение медицинских осмотров.

2. Рекомендовать Департаменту финансов Вологодской области:

2.1. содействовать решению вопроса о внесении в бюджетную классификацию отдельной статьи расходов на охрану труда.

2.2. При разработке проекта областного бюджета на соответствующий год обеспечивать выделение средств на обеспечение безопасности образовательных организаций и охрану труда и здоровья работников и обучающихся в составе субсидий на выполнение государственных услуг (работ), оказываемых образовательными организациями, в расчете на каждого работающего не ниже установленной в Вологодской области одной минимальной заработной платы на соответствующий календарный год.

3.  Рекомендовать первичным профсоюзным организациям:

3.1. Совместно с работодателями прорабатывать предложения в части финансирования мероприятий по обеспечению безопасности образовательных организаций, улучшению условий и охраны труда;

3.2.   Усилить контроль за использованием 20% средств ФСС на мероприятия по охране труда.

 

Информация Департамента образования Вологодской области
«О финансировании мероприятий по охране труда в образовательных организациях Вологодской области» в рамках компетенции Департамента образования области

В соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

В соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации между работодателями – образовательными организациями, подведомственными Департаменту образования области, в лице их полномочного представителя  - Департамента образования области и работниками образовательных организаций в лице их полномочного представителя – Вологодской территориальной (областной) общественной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации заключено Отраслевое соглашение по государственным организациям сферы образования Вологодской области на 2019-2021 годы (далее - Соглашение).

Вопросы охраны труда урегулированы в разделе 9 Соглашения.

В соответствии с подпунктом 9.1.6 Соглашения Департамент образования области при разработке проекта областного бюджета на соответствующий год вносит предложение о ежегодном выделении средств на обеспечении безопасности образовательных организаций и охрану труда и здоровья работников и обучающихся  в составе субсидии на выполнение государственных услуг (работ), оказываемых  образовательными организациями, в размере не менее 0,2% суммы затрат на образовательные услуги на соответствующий календарный год.

В соответствии с подпунктом 9.1.9.1 Департамент образования области координирует деятельность подведомственных образовательных организаций, которые в соответствии с требованиями законодательства обязаны обеспечить за счет работодателей выделение средств на выполнение мероприятий по охране труда, в том числе на проведение специальной оценки условий труда, медицинских осмотров, в размере не менее 0,2% суммы затрат на образовательные услуги ежегодно.

Прикрепленные файлы: