Информационное письмо. «О рекомендациях по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год

Версия для печатиВерсия для печати

Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год(протокол N 12 от 25 декабря 2018 г.) ( далее по тексту –Рекомендации). Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных учреждений и разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.Единые рекомендации также учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных учреждений в 2019 году.Рекомендации направлены на обеспечение единых подходов к регулированию заработной платы работников. Проекты актов органов власти по вопросам организации оплаты труда работников направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам. Заключения профсоюзов по направленным им проектам подлежат обязательному рассмотрению органами, принимающими указанные акты.  

Принципами формирования систем оплаты труда являются:

- недопущение снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников по сравнению с предусмотренными ТК РФ; 

- установление в государственных учреждениях систем оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством,в т.ч размеры  должностных окладов,  доплат и надбавок компенсационного характера,   выплат стимулирующего характера;

- обеспечение зависимости заработной платы от квалификации работника,сложности выполняемой работы,   без ограничения ее максимальным размером;

- обеспечение равной оплаты за труд равной ценности,  

- обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников государственных учреждений.

Обязательными для применения являются следующие нормы и условия оплаты труда, установленные ТК РФ:МРОТ,  установленный федеральным законом,наличие в трудовом договоре условия об оплате труда,размеров и условий выплат стимулирующего и компенсационного характера,размера РК, размеры и условия оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда( не менее 4%).

  Размеры и условия   оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не могут быть снижены и (или) ухудшены по сравнению с размерами и условиями, установленными в соответствии с трудовым законодательством,   а также соглашениями и коллективными договорами, без проведения СОУТ. Наименование должности должно соответствовать ЕТКС, особенно если работа связана с предоставлением льгот и компенсаций.

 Системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются с учетом обеспечения в 2019 году уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2018 году.Работник должен быть заинтересован в качественном результате личного труда и эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом.При установлении системы оплаты труда должно быть учтено мнение соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации, обеспечены государственные гарантии по оплате труда,в т.ч. выплат за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время. Пересмотр норм труда допускается в порядке, установленном трудовым законодательством (внедрения новой техники, технологий и т.п.).О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 2 месяца.

   В случаях, когда размер оплаты труда работника зависит от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград,  ученой степени, право на его изменение возникает  только после наступления события, на основании которого работник имеет право на получение соответствующей доплаты.( стаж,аттеставция, присвоение звания, получение документа об образовании)  При наступлении у работника права на изменение размера оплаты труда в период пребывания в ежегодном или ином отпуске, в период его временной нетрудоспособности, а также в другие периоды, в течение которых за ним сохраняется средняя заработная плата, изменение размера оплаты его труда осуществляется по окончании указанных периодов.   Размеры и условия установления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются с учетом действующего законодательства РФ.

 Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом изменения ЕТКС, нормативных актов субъекта РФ.Должности    входящие в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, должны иметь равные размеры  должностных окладов.В случае изменения системы оплаты труда,а также реорганизации учреждение снижение достигнутого уровня оплаты труда не допускается(при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда).

В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов. Необходимо указывать в положениях об оплате труда, разрабатываемых в учреждении, условий оплаты труда, которые свойственны только работникам данного учреждения.

Размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством РФ.

Разработка показателей и критериев эффективности работы осуществляется с учетом следующих принципов: объективность, предсказуемость, адекватность, своевременность, прозрачность. Оценка эффективности работы различных категорий работников для принятия решения об установлении им выплат стимулирующего характера, должна производиться   соответствующей комиссией с участием выборного органа первичной профсоюзной организации. 

 Рекомендуется предусматривать в коллективном договоре, локальном нормативном акте обязанность работодателя знакомить работников со штатным расписанием. Штатное расписание  должно быть  единое для всего учреждения.

Фонд оплаты труда в государственных   учреждениях,  формируется в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ. 

Раздел 10 Рекомендаций посвящен особенностям формирования систем оплаты труда работников государственных   учреждений здравоохранения.

В нем указано, что повышение оплаты труда работников учреждений здравоохранения, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет всех источников финансирования.В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда в учреждениях здравоохранения рекомендовано   продолжить работу по совершенствованию систем оплаты труда работников в части увеличения доли выплат по окладам в структуре заработной платы, сбалансировав ее таким образом, чтобы без учета  РК 55 – 60%   заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30%   структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты,10 – 15% структуры заработной платы составляли выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда работников.

При установлении выплат стимулирующего характера за достижение конкретных результатов деятельности работников предусматривать показатели и критерии эффективности деятельности работников с отражением их в нормативных правовых актах субъектов РФ, локальных нормативных актах и трудовых договорах с работниками учреждений.

При установлении выплат стимулирующего характера за квалификационную категорию предусматривать увеличение доли выплат на эти цели в общем объеме стимулирующих выплат.

  Осуществление денежных выплат стимулирующего характера отдельным категориям медицинских работников производится за счет средств ОМС, учитываемых в части расходов на заработную плату в тарифах на оплату медицинской помощи, формируемых в соответствии с принятыми в территориальной программе ОМС. Рекомендуется размеры указанных выплат устанавливать нормативными правовыми актами субъектов РФ   не ниже ранее установленных в рамках национального проекта "Здоровье" и программ модернизации здравоохранения. 

 В Положении по оплате труда работников учреждения должен быть указан порядок установления стимулирующих выплат медицинским работникам, непосредственно оказывающим   медпомощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период и новорожденным в период родов и послеродовой период, а также участвующим в проведении профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни.  

Повышение оплаты труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда должно быть  не менее 4%   должностного оклада. При проведении СОУТ учитывать особенности ее проведения на рабочих местах отдельных категорий работников.Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений.

Конкретные размеры повышенной оплаты труда работникам устанавливаются работодателем в соответствии со ст.372 ТК РФ   либо коллективным договором. Если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, повышение оплаты труда не производится.

В целях недопущения необоснованной дифференциации в заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и работников медицинских учреждений рекомендуется устанавливать предельный уровень соотношения средней заработной платы в кратности от 1 до 6.  Увеличение фондов оплаты труда работников, в том числе при проведении индексации заработной платы работников, рекомендуется преимущественно направлять на увеличение размеров должностных окладов.Предельная долю расходов на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда работников учреждений должна быть не более 40%.

При разработке системы оплаты труда  рекомендовано использовать следующие НПА:

 указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597, Указ Президента РФ28 декабря 2012 г. N 1688,Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761, Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. N 204 ,разъяснения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (N 15-1/10/В-7756), Министерства здравоохранения Российской Федерации (N 16-6/10/2-6553), Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации (N 01-А/475) от 9 октября 2018 г., приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1183н.

Правовой инспектор Аксенова О.В.

Прикрепленные файлы: 
ВложениеРазмер
Файл Единые рекомендации (RTF)556.61 КБ